Социально правовой статус

Диссертация на тему «Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV-VI вв. » автореферат по специальности ВАК 07. Терминология, употребляющаяся в отношении тех, кто избрал аскетический путь 22 1. Литературные источники 22 2. Памятники права 33- Глава 2. Монахи и право 43 1. Монахи и каноны 43 2. Монахи и законы 49-64 3. Статус монаха 64 Часть II 70 Глава 1. Терминология, описывающая объединения монахов 70 1. Литературные источники 70 2. Памятники права 90- Глава 2. Объединения монахов и право 99 1. Объединения монахов и каноны 99 2. Объединения монахов и римское право 100 3. Были ли монастыри "корпорациями"? Монашество дало церкви десятки выдающихся проповедников, миссионеров, организаторов и администраторов. Во все переломные моменты истории церкви монашество не раз выступало как сила, способная склонить чашу весов в ту или иную сторону. Достаточно вспомнить борьбу с арианством и монахов, укрывавших Афанасия Великого от преследования ариан, монофизитство и александрийских монахов, растерзавших православного патриарха Александрии Протерия, решающую роль монахов в борьбе против иконоборчества. Неоценим вклад монашества в православное богословие социально правовой статус литургику, влияние монахов на нормы повседневной жизни православных мирян. Необходимо отдельно сказать несколько слов об отношении к монахам в Византийской империи в этот период и об их численности. Последнее особенно важно для ответа на вопрос: было ли число монахов настолько велико, что они социально правовой статус сильно дестабилизировать обстановку в империи и, следовательно, требовали ли они пристального внимания имперских властей уже в самом начале своего появления? Этот вопрос тесно связан и с вопросом о том, когда власти осознали необходимость определить статус монахов. Как известно, монашество возникает в самом начале IV веке в Египте и оттуда распространяется по империи. Это однако не значит, что в остальных провинциях Римской империи не было автохтонного аскетического движения. Оно существовало, однако импульс египетского монашество придал ему новое развитие, новые формы и новую жизнь. К середине IV в. К этому времени сложились основные формы монашеской жизни: анахоретская и киновиальная, а также многочисленные переходные формы. Были составлены первые уставы - например, Уставы св. Василия, по которым строилась вся жизнь монашеской общины. IV столетие - время бурного роста численности монастырей и монахов. Во П-ой половине IV в. Создается обширная монашеская литература, посвященная обоснованию монашеского подвига, прославлению выдающихся представителей монашеского движения. Возникает новый вид паломничества - в знаменитые обители или к знаменитым отшельникам. С другой стороны, наряду с воззрением на монахов как на "соль земли", существовала и прямо противоположная точка социально правовой статус - на них смотрели как на бездельников, дармоедов, подрывающих устои государства, сманивающих молодых, здоровых юношей и девушек в монастыри1. Такое мнение, однажды возникнув, и в дальнейшем имело распространение в позднеримском обществе. The Lausiac History of Palladius. Главу 46 Батлер включил в число интерполированных. Однако между текстом Речь идет о том как авва Аполлос с братией пришел к Особое негодование властей, если социально правовой статус по дошедшим до нас источникам, вызывал уход в монастыри куриалов и вообще людей "свободных, благородных и могущих жить в роскоши" eAeuGepoi ш! Такие воззрения на монахов бытовали даже среди христиан, тем большее распространение они находили среди язычников, чему свидетель Либаний. Социально правовой статус своей речи "К Феодосию. В защиту храмов" он произносит против монахов одному монаху, взятому в войско и сидевшему связанным в тюрьме, ради его ободрения и утешения. Представление о знатности в Византии IV - первой пол. Первые напоминают пчел, вторые - трутней"5. Подобное отношение время от времени находило свое выражение в римском законодательстве. Нам сейчас не важны причины, побуждавшие императоров к принятию таких законов. Важен сам факт, что императоры, издавая их, социально правовой статус "Некоторые приверженцы праздности, пренебрегши городскими повинностями, уходят в уединенные и удаленные места и под видом благочестия сходятся со сборищами монахов"6. Исследователи также зачастую рассматривают монашество либо как п клапан, позволявший выпускать излишнее социальное давление либо как 5 Libanii Opera. Oratio XXX, 12 6 Quidam ignavia sectatores desertis civitatum muneribus captant solitudines ac secreta et specie religionis cum coetibus monazonton congregantur. Социальная структура ранневизантийского общества. При этом как бы само собой подразумевается, что численность монашества была крайне высокой. Действительно ли дело обстояло таким образом? Нам нет необходимости обсуждать фантастические цифры, приводимые некоторыми авторами. Эти экстраординарные цифры показывают, что число монахов было достаточно велико, чтобы поразить человеческое воображение, и слишком большим, чтобы позволить нам поверить, что все, кто шли в монастырь, были побуждаемы только религиозными мотивами. Поэтому неудивительно, что императоры Валентиниан и Валент приказали вернуть из монастырей тех, кто бежал сюда, чтобы избежать общественных обязанностей". An introduction социально правовой статус East Roman civilization. La population de l'empire Byzantin. На 1-м месте здесь: нашествия и пиратство, эпидемии и голод, развитие монашеской жизни. Иероним, Эта проблема достаточно трудно разрешима в рамках всей позднеримской империи. Но мы располагаем данными, которые могут помочь нам попытаться найти ответы на эти вопросы в рамках хотя бы одной византийской провинции - Египта 2-й половины IV в. Монашество было здесь скорее всего наиболее массовым по численности, одним из доказательств чему служит тот факт, что оно в этот период становится излюбленной темой 9 церковных авторов. С некоторой долей уверенности можно считать, что вряд ли общее число монахов в Социально правовой статус была более 100 тыс. Численность всего египетского населения оценивается в 5-7 млн. Таким образом численность монахов максимально составляла 1,4-2% от общей численности населения. В этом нет сомнения. Но он социально правовой статус населяет землю. Особенно когда он практикуется в таких огромных масштабах, как в Византийской империи". Аграрный строй в Византии в социально правовой статус вв. К вопросу о численности египетского монашества во второй половине IV века. Форд считал, что к 395 г. The Rearguard of European Civilization. Фихман, подытоживая все точки зрения, дает цифру - 7 млн. Введение в документальную папирологию. Наименьшую цифру дает Рассел - 4, 5 млн. Насколько велика эта цифра? Надо социально правовой статус во внимание, что некоторая часть монахов была уроженцами других областей Римской империи1что среди монахов были люди разных возрастов, и приток новых монахов был по отношению к общей численности населения и вовсе малозаметным, а также то, что значительная их часть жила в пустыне. Сообщения источников, рисующие нам Египет как страну, переполненную монахами, являются скорее эмоциональными, вызванными в том числе и тем, вероятно, что в других областях империи монахов было значительно меньше, чем в Египте. Надо сказать также и сказать о том, что исследователи-папирологи отмечают крайне незначительное количество папирусов этого времени, касающихся церкви и монашества. Павловская, отмечая трудно объяснимый факт несоответствия сообщений агиографических и литературных источников данным папирусов пишет: "Если христианские писатели говорят о многочисленных монастырях Среднего и Верхнего Египта уже к концу IV в. Так, например, Стефан - ливиец гл. О том, что монахи - не египтяне были достаточно социально правовой статус в египетских монастырях говорится в гл. Одни из них были местными жителями, другие - пришельцами. Еще раз повторим, что монахов в других областях в IV веке было крайне мало. Было всего два места, которые могли конкурировать с Египтом по численности монахов. Это — Сирия и Палестина. Здесь также были многочисленные монашеские колонии и отшельники, однако данных о численности их аналогичных египетскх мы не имеем. Итак, численность монахов в это время в Византийской империи была явно меньше 2 процентов от общей численности населения. В V и VI веке, когда монашество достаточно широко распространилось по всей империи, его численность, конечно, увеличилась если, конечно, считать не только православных монахов, но и несторианских и монофизитских. Однако, опять же вряд ли она была больше одного-двух процентов. Таким образом, монашество было значительной группой населения империи, но не столь большой по численности, как это представляется многим исследователям. Египетская хора в IV в. Данное исследование посвящено некоторым мало исследованным вопросам возникновения и развития этой столь значимой группы византийского общества: появления и развития греческой и латинской терминологии, определяющей данный институт, и тесно связанный с ним вопрос изменения статуса монашества на протяжении социально правовой статус столетий IV-VI вв. При этом за рамками работы остаются вопросы идеологии монашества и богословского обоснования необходимости монашеского подвига, социально правовой статус выдающихся основателей этого движения и повседневная жизнь монастырей. Ввиду недостаточной изученности темы, в особенности в отечественной науке, настоящее исследование не может претендовать на полноту и окончательное разрешение основных поставленных в нем вопросов. Поэтому некоторые выводы, к которым нам удалось прийти в процессе изучения данного вопроса, могут носить дискуссионный характер. Последние восемьдесят лет к данной теме в отечественной историографии по вполне понятным причинам не обращались, но и до революции она привлекала мало внимания14. Что касается западной историографии, то и там исследователи занимались лишь отдельными аспектами этой проблематики, например, законодательством Юстиниана или проблемой употребления отдельных терминов, таких как "монах" или "монастырь". Существует крайне мало работ, посвященных развитию 14 Можно отметить лишь работу иером. На наш взгляд, проблемы статуса и терминологии тесно увязаны между собой. Нельзя рассматривать совокупность терминов, описывающих тех, кто предавался аскетческим подвигам их объединениям, в отрыве от вопроса о статусе монахов их объединений, а вопрос о статусе тесно связан с проблемой владения имуществом монахами и объединениями монахов. С другой стороны, многие исследователи зачастую рассматривают церковное и светское законодательство по отношению к монахам в едином русле, где оба вида законодательства как бы дополняют друг друга. Но это не совсем верно. Монастыри возникали на территории позднеримской империи, при этом монахи были не только членами Церкви, но и подданными этого государства. Задачей диссертации является выявление двойственности положения монаха - как социально правовой статус Церкви и социально правовой статус позднеримской империи. Хронологически диссертация охватывает период с IV века по первую половину VI века. Выбор первой даты, на наш взгляд, даже не требует пояснений. Ведь именно к IV веку, как сказано выше, относится возникновение и становление монашества. Выбор последней даты связан с законодательством императора Юстиниана. Социально правовой статус законы окончательно придали монашеству легитимность со стороны светских властей и подробно разработали вопросы статуса и монастырской собственности. Это не значит, что после законодательства Юстиниана развитие монашества остановилось. Просто оно стало тем рубежом, которым определялась жизнь монастырей в течении столетий. Исследование охватывает только историю монашества Византийской империи, т. История же несторианского и монофизитского монашества требует отдельного рассмотрения. Хотя и было бы крайне любопытно выявить паралели между терминологией, статусом имущественным положением этих столь сильно разошедшихся, но выросших из одного корня, монашеских конгломератов, однако это социально правовой статус более объемного исследования. В социально правовой статус время, когда в России возрождается институт монашества, исследование проблем статуса монашества в период его зарождения и первых его веков существования представляет не только отвлеченный научный интерес. Такое исследование дает возможность проследить корни некоторых явлений и проблем современного монашества. В качестве источников для глав, посвященных статусу монашества, а также имущественному и налоговому положению монастырей и монахов, были использованы только памятники церковного и римского права IV - VI вв. Прочие социально правовой статус привлекались лишь в том случае, если они сохранили законодательные нормы, отсутствующие в этих памятниках. Церковное законодательство представлено в данном исследовании социально правовой статус поместных соборов15 и правилами IV Социально правовой статус собора16. В современные православные канонические сборники вошли правила девяти поместных соборов, среди которых нас интересуют каноны Анкирского собора 314 г. История складывания и происхождения социально правовой статус сборников, датировка отдельных поместных соборов являются 17 достаточно сложной проблемой. Первый сборник канонов поместных соборов сложился в 80-е гг. В него входили каноны следующих соборов — Анкирского, Неокесарийского, Антиохийского, Лаодикийского и Гангрского. Отличительной особенностью этого собрания было то, что каноны 15 Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, rev. Schwarz а также Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Die Kanones-sammlungen der alten Kirche. Die Kanones der wichtigsten altkirchlichen Concilien. Die Kanonessammlungen der orientalischen Kirchen und das griechische Corpus canonum der Reichskirche. Источниковедческие проблемы, связанные с происхождением правил Гангрского собора, будут рассмотрены ниже — в части I, главе 2, параграфе 1. На социально правовой статус подборку правил ссылались отцы Халкедонского собора. Иоанном Схоластиком, патриархом Константинопольским, была составлена т. Синагога, включившая в себя акты поместных и Вселенских соборов и церковное законодательство Юстиниана. В этом сборнике материал для удобства пользования был разделен на 50 титулов. По тому же принципу построен и целый ряд сборников, составленных позднее, в них вошли также постановления последующих вселенских соборов. Однако этот предмет уже выходит за социально правовой статус рамки нашего исследования. Как известно, деяния Вселенских соборов дошли до нас, начиная с III Вселенского собора, состоявшегося в Эфесе в 431 г. Социально правовой статус собор, созванный для борьбы с монофизитской ересью, принял ряд важнейших вероучительных определений. Но не менее важны и 30 канонов этого собора, задачей которых было урегулировать ряд проблем внутри Церкви, таких как симония, занятие клиром, говоря социально правовой статус языком, предпринимательской деятельностью, тяжбы между представителями духовенства, а также вопрос о месте Константинопольской кафедры среди прочих знаменитый 28 канон, не признанный легатами римского папыи некоторые другие18. Социально правовой статус часть правил собора посвящена монахам их Г 18 Подробнее об этом вопросе см. Das Konzil von Chalkedon. Ephese et Chalcedoine, actes des concils. О « монашеских канонах» см. Такого количества канонов на эту тему нет более в правилах ни одного поместного или вселенского собора рассматриваемого нами периода. Памятники римского права представлены в данном исследовании двумя Кодексами — Феодосия и Юстининана19. Кодекс Феодосия был составлен при императоре Феодосии II. Комиссия из 16 высокопоставленных чиновников начала работать в 436 г. Кодекс был введен в действие конституцией от 15 февраля 438 г. В его составе 16 книг, содержащих около 3000 конституций, изданных после 312 г. Часть конституций была переработана составителями, с тем, чтобы с одной стороны, убрать устаревшее, а с другой, добавить необходимое. Текст был разделен на 16 книг, а те в свою очередь на титулы, конституции социально правовой статус каждом титуле помещались в хронологическом порядке. Codex repetitae praelectionis Berolini. На Западе же, где он был в употреблении социально правовой статус долго особенно на юге Франциизначительное число манускриптов содержит более или менее обширные извлечения из этого Кодекса. Часть Кодекса дошла в т. Бревиарии Кодексе Алариха 506 г. Манускрипты его весьма многочисленны. Несмотря на большое число После кодификации Феодосия II новые конституции социально правовой статус продолжали появляться. Часть из них вошли в Кодекс Юстиниана, часть же сохранилась в других сборниках. Так новеллы Маркиана дошли в Бревиарии, в ряде сборников, известных под общим названием Силлога Майориана — 21 новеллы Феодосия, Валентиниана III и Социально правовой статус. Вершиной кодификационной деятельности византийских императоров стал безусловно т. Corpus juris civilis императора Юстининана. Корпус состоит из трех частей: учебника права Instututiones 532 г. Комиссия во главе с Трибонианом социально правовой статус короткие сроки подготовила первое издание Корпуса, однако вскоре он был переработан, так появился т. Codex repetitae praelectionis, изданный в 534 г. Кодекс содержит около 4600 рукописей, существуют многочисленные лакуны в первых пяти книгах, по подсчетам Моммзена лакуны составляют около социально правовой статус третей от их объема. В книгах от шестой до шестнадцатой лакун значительно меньше. Первое издание Кодекса было предпринято еще в XVI веке. Однако, на сегодняшний день образцовым считается издание Моммзена, вышедшее уже после его смерти в 1905 г. О проблемах, связанных с этим Кодексом, см. La formation du droit seculier et du droit de l'eglise aux IV-e et V-e siecles. Многочисленные законы, изданные после создания Кодекса, получили название Новелл. Уже после смерти Юстиниана их стали собирать в сборники, самый полный из которых -т. Греческий сборник 168 новеллв который вошли 156 новелл самого Социально правовой статус. Трудно переоценить то социально правовой статус, которое оказал этот Корпус на все последующее развитие права, этому памятнику посвящена поистинне необъятная литература. Но для нашей темы важно то обстоятельство, которое уже было отмечено выше: Юстиниановское законодательство определило большинство сторон монашеской жизни, именно поэтому оно входило как одна из составных частей в сборники церковного права в последующие столетия. Источниками для глав, посвященных развитию терминологии, помимо вышеуказанных источников послужили сочинения писателей IV - VI вв. Также для истории развития терминологии представляют определенный интерес деяния Константинопольского собора 536 г. Терминология этого собора является синхронной социально правовой статус 22 Юстиниана. Berlin: De Gruyter, 1940 repr. Среди церковных писателей безусловно выделяются несколько церковных деятелей, посвятивших пропаганде монашеских идеалов, организации монашества много вдохновенных страниц. В первую очередь, социально правовой статус, конечно, Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Социально правовой статус. Также следует отметить первых жизнеописателей египетских и сирийских монахов Палладия, неизвестного автора «Historia monachorum in Aegypto» и Феодорита Кирского. Как пример лексики переходного периода от домонашеских форм аскезы к монашеским в нашей работе используются ряд трудов Евсевия Кесарийского 260-е-ЗЗ9 гг. Евсевий был родом из Палестины, пережил гонения на христиан при Диоклетиане. Уже епископом Кесарии Севастийской он становится приближенным Константина Великого. Евсевий принимал активное участие в I Вселенском соборе. К этому периоду относится его « Церковная история», посе 314 г. После смерти Александра он унаследовал его кафедру. Saint Athanase Les Saints3rd ed. Афанасий прославился как стойкий и последовательный борец против арианской ереси, пять раз был сослан, несколько раз лишался своей кафедры. Во время одной из ссылок он провел около шести лет, скрываясь среди египетских монахов. Личное знакомство с ними сделало его не социально правовой статус приверженцем нового вида христианского подвига, но социально правовой статус пламенным его пропагандистом. Список наиболее знаменитых сочинений монашеской литературы, написанных за полтора тысячелетия существования этого института, безусловно, открывается "Житием Антония Великого" Афанасия Великого25. Вопрос о том насколько образ, созданный Афанасием, соответствовал реальному человеку, и насколько сформирован представлением автора о том, каким должен быть монах, неоднократно дискутировался в литературе. Нам сейчас важно другое. Это первое произведение такого плана, написанное вскоре, после смерти Антония Великого 356 г. Есть еще несколько социально правовой статус, где Афанасий употребляет интересующую нас лексику. В первую очередь это "История ариан" Historia arianorum ad monachosнаписанная около 358 г социально правовой статус две "Апологии"26, 25 PG. Существует новое издание этого памятника, вышедшее в серии Sources chretiennes, однако, к сожалению оно оказалось нам недоступным. Таким образом, терминология Социально правовой статус 50-60-х годов IV века является одним из первых образцов рассматриваемой лексики. Слава известность Афанасия привели к тому, что ему было приписано достаточно большое социально правовой статус сочинений. Хотя среди них есть произведения Doctrina ad Antiochum ducem, Epistula ad Castorem, Syntagma ad monachos, Vita sanctae Syncleticaeпредставляющие для нас интерес с точки зрения употребления такого рода лексики, но невозможность привязать подавляющее большинство из них к более или менее точному временному отрезку, сделало бы социально правовой статус, основанные на анализе этих тестов весьма сомнительными. Следующий по времени писатель - Василий Великий около 330 - 379 гг. Его семья была прославлена тем, что из нее вышло три епископа и четыре святых. После получения образования в Афинах, он принял крещение и отправился в путешествие по знаменитым монашеским колониям Египта, Сирии и Палестины. Из двух основных форм монашеской жизни, с которыми он познакомился в путешествии, Василий Великий отдал предпочтение киновиальному монашеству. Поэтому после своего возвращения он основывает небольшой монастырь в окрестностях Неокесарии, а затем, в течение короткого времени, еще ряд монастырей. Надо отметить, что это не были первые монастыри в Малой Азии. Основателем монашеской жизни здесь был Евстафий Севастийский, но именно Василию 27 PG. Из всего наследия Василия Великого нас будут интересовать его письма, написанные в разные годы, а также 13 аскетических трактатов, объединенных общим названием "Аскетика", некоторые из которых являются псевдоэпиграфами. Наиболее важные интересные для нас - это « Правила пространно изложенные», « Правила, кратко изложенные» и « Подвижнические уставы»29. Помимо них социально правовой статус входят « Нравственные правила», а также социально правовой статус более мелких социально правовой статус. Одно из наиболее ранних произведений Аскетики - « Правила пространно изложенные». Они были созданы Василем в монастыре около 358 г: В это же время создается и какая-то часть « Правил кратко изложенных». Однако окончательная редакция их относится к более позднему времени, ко времени социально правовой статус священства. « Подвижнические уставы» также, по всей видимости, были созданы в это время. В кратких правилах имеются отсылки к правилам пространным. « Подвижнические уставы» ссылаются на оба эти произведения. Определенное влияние оказал на Аскетику св. Василия устав Пахомия Социально правовой статус. Мы будем понимать под Аскетикой, для краткости и удобства, лишь три произведения, а именно два Правила и Подвижнические уставы. Они содержат конкретные указания для монахов на все случаи иноческой жизни и представляют собой образцы лексики, относящиеся к 60-м и отчасти 70-м годам ЛЛ Regulae fusius tractatae et Regulae социально правовой статус tractatae — PG. Regulae morales — PG. Большинство ученых придерживается того взгляда, что большинство произведений, объединяемых под именем Аскетика, принадлежит перу Василия Великого при известном участии Григория Назианзина 30. Трудно переоценить то влияние, которое оказал этот корпус на все последующее монастырское законодательство в Византии. Многие западные исследователи по аналогии с западными орденами даже называют "василианами" монахов монастырей, живущих по Уставу Василия Великого или по уставам, написанным под его влиянием31. Также определенный интерес представляет материал, содержащийся в « Письмах» Василия Великого, написанных в разные периоды его жизни. Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом св. Другого мнения придерживается Делеэ Delehaye К, Op. Подробно социально правовой статус происхождения тех социально правовой статус иных произведений из этого корпуса разбирает в своей работе Gribomont Histoire du texte des Ascetiques de saint Basile. Bibliotheque du Museon 32. Например, он считает, что т. Prologus V Sermo asceticus и Constitutiones asceticae скорее всего написаны кем-либо из учеников св. По поводу рукописной традиции см. La tradition manuscrite de la coorespondance de st. Studien zu den Briefen des hi. Etudes sur la tradition manuscrite de st. Василия содержится весьма ценный материал, касающийся налогооблажения монахов. Два сочинения из числа наших источников относятся к концу IV - началу V вв. Это "Лавсаик" Палладия, епископа Еленопольского и «Historia monachorum»33. Оба эти произведения написаны в виде путевых дневников. В условиях размытости границ жанров в это время Лавсаик и НМ можно отнести не столько к патерикам как сборникам житий, каковые в это время еще не сложились в их классической форме, но, к своего рода, peregrinatio ad loca sancta. И с тем и с другим связан комплекс источниковедческих проблем, породивших большую литературу34. Затем, будучи замешан в деле Иоанна Златоуста, попадает в ссылку. После возвращения социально правовой статус вновь занимает свою кафедру, а около 420 г. Произведение Палладия пользовалось огромной популярностью. The Lausiac History of Palladius. II Textes and Studies. Edition critique du texte grec et traduction annotee. Не обсуждая существующие теории истории создания текста и структуры "Лавсаика"35, отметим лишь то, что касается непосредственно нашей темы. Очень рано в текст "Лавсаика" были инкорпорированы фрагменты "Истории монахов". Батлер, опубликовав критическое издание "Лавсаика", выделяет также еще целый ряд фрагментов неизвестного социально правовой статус. Однако социально правовой статус ученых придерживается той точки зрения, что сочинение Палладия написано им самим на основе личных впечатлений во время ЛИ многолетнего пребывания в Египте. Это не исключает того, что он мог пользоваться какими-то уже существующими к тому времени сочинениями, посвященными египетскому монашеству. Таким образом, даже те сведения, которые отсутствуют как в "Historia monachorum", так и в 35 См. The Lausiac History of Palladius. Батлер, принимая в качестве первоначального текста HL краткую редакцию, считает, что именно она может быть принята как социально правовой статус воспоминания автора Op. Иоанн Златоуст 344-407выдающийся церковный деятель и писатель был современником Палладия. Иоанн Златоуст, также как и Василий, получил прекрасное образование. После принятия крещения около 369 г. Но из-за расстройства здоровья Иоанн Златоуст был вынужден вернуться в Антиохию. Пройдя последовательно все ступени церковной иерархии, он в 398 г. Johannes Chrysostomus und seine Zeit. A complete Bibliography of the Scholarship on социально правовой статус Life and Works of St. К последней трети IV века относятся сочинения Епифания Кипрского около 315 г. Он родился недалеко от г. Газа в Палестине, знал несколько языков. Являясь горячим сторонником монашеской жизни, он, как и св. Василий, после путешествия по монастырям Египта, основал недалеко от Газы монастырь. Епифаний стал епископом Кипра. Прославился как страстный обличитель ересей, особо яростно он не принимал Оригена, считая его аллегорический метод корнем всех ересей. Sources chretiennes 117 Paris. Sources chretiennes 13 bis. На авторстве Палладия настаивает Батлер см. Панарион43, огромное сочинение, посвященное опровержению ересей. Это первое сочинение такого рода, написано в 70-е гг. Среди авторов V века мы используем труды Феодорита Кирского, а также церковных историков Сократа и Созомена. Феодорит Кирский - одна из самых неодназначных фигур богатого на яркие личности V вв. Он был земляком Иоанна Златоуста, родился на исходе IV века - в 393 г. Феодосий был активным участником несторианских и евтихианских споров и двух соборов - Эфесского и Халкидонского. Скончался он около 466 г. Феодориту, отметим лишь одну из последних русскоязычных работ: Сидоров Блаженный Феодорит Кирский, архипастырь, монах, богослов. История боголюбцев» составлена около 444 г. « Церковная история» написана бл. Феодоритом в 449-450 гг. Социально правовой статус историк Сократ родился около 380 г. Современником Сократа был Созомен, выходец из Палестины. Его « Церковная история»49 написана в промежутке между 434 и 450 гг. Между двумя "Историями" существует многочисленные параллели практически дословные. Было доказано, что Созомен много заимствовал из "Истории" Сократа, при этом, никогда не ссылаясь на него. Die Kirchengeschcichte des Theodoret von Kyrrhos. Eine Untersuchung ihrer Quellen. Об источниках Сократа см. Die Quellen des Kirchenhistorikers Socrates Scholasticus Studien zur Geschichte der Theologie und Kirche III. Об источниках Социально правовой статус см. Die Quellen des Kirchenhistorikers Sozomenos. Истории позднеримского монашества, а особенно египетского монашества IV в. Основными проблемами, начиная с XIX века, привлекавшими внимание исследователей были возникновение монашества в Египте, сирийское и палестинское монашество до нашествия арабов, фигуры Антония Великого, Пахомия Великого, Саввы Освященного и других выдающихся представителей монашества IV-VI вв. Привлекала внимание и организация повседневной жизни монахов, разнообразные формы ее организации - киновитная, анахоретская, лаврская и другие. Огромное количество исследований посвящено и богословию монашества, в том числе и проблеме обоснования монашеского подвига. Гораздо меньше внимания уделяется исследованию правовых аспектов деятельности монахов и монастырей, проблемам статуса, тому, как новый институт встраивался в уже вполне сложившуюся церковную структуру. Многие исследования, посвященные истории монахов и монастырей, отличает склонность к повествовательности, превалирование описания над анализом, неточности в деталях римского государственного устройства и права. Другая проблема многих исследований по монашеству - некоторая иногда большая, иногда меньшая апологетичность изложения. Иными словами, поскольку многие монахи этой эпохи были людьми выдающихся духовных дарований, многие из которых были причислены к лику святых, то они, бросая отблеск на все монашество, как бы придают всему институту ореол святости. Значительное число работ XIX в. Особенно это характерно для значительной части русской дореволюционной историографии50. В известной мере к этой же группе исследований относится и работа новозеландского ученого, работающего в Калифорнийском университете, Исследование посвящено развитию киновитной формы монашества на протяжении столетия, от основателя киновий Пахомия до Игнатия. Там, где автор рассматривает устройство киновий, он всецело идет за источниками надо отметить, что автор пользуется не только старыми, хорошо известными источниками, но и новооткрытыми. В этой группе исследований стоит 52 отметить работу Гобри о восточном монашестве социально правовой статус св. Несмотря на то, что работа отличается больше событийным 50 Отметим в этом ряду такие работы как Казанский История православного монашества на Востоке. Извлечено из сочинений аббата Марена, кн. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Социально правовой статус же можно отнести биографии Иоанна Златоуста и Василия Великого, написанные еп. Эти работы даже нельзя в полном смысле назвать научными. Они занимают как бы промежуточное положение между панегириками и научными исследованиями. Pachomius: the Making of Community in 4-th Egypt. Les moines en Occident. De Saint Antoine a saint Basile. До революции в России был издан и целый ряд написанных на высоконаучном уровне трудов. Достаточно назвать такие исследования, как "Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века53" или "Палестинское монашество в IV-VI вв. Некоторые из них не потеряли своего значения и в настоящее время. Переводились на русский язык и труды европейских ученых. Одной из немногих проблем, которая все-таки изучалась в советское время, была проблема монастырского землевладения56. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. Палестинское монашество в IV-VI вв. Социально правовой статус идеалы и его история. Церковные имущества 5-7 вв. Основное содержание статьи составляет исследование налоговой политики Византии и взаимоотношения ктиторов с церквями и монастырями. На рубеже веков и в 1 -й трети XX века были написаны несколько работ в основном статей по правовому статусу Церкви и монастырей. В первую очередь, следует назвать уже упоминавшуюся работу иером. Его исследование отличает социально правовой статус для специалистов по церковной истории знание норм римского права, взгляд на положение Церкви не "изнутри", а "извне", с позиции римского государства и римского права. К сожалению, раздел, посвященный монашеству, в этой небольшой работе также крайне невелик. Гранича57, являющиеся до сего времени основными по проблеме статуса монахов их частноправового положения. Однако, всем трем статьям присуща некоторая описательность, простое социально правовой статус норм законов при минимальном анализе этих законов. Отметим еще две статьи, появившиеся уже в послевоенное время. Первая — статья итальянского исследователя Орестано, посвященная анализу юстиниановского законодательства58. Здесь поднимаются такие проблемы, как соотношение « законов» и « канонов» в Юстиниановском законодательстве, пытается автор и социально правовой статус такой вопрос как являлся ли социально правовой статус 57 Grartic Die Privatrechtliche Stellung der griechischen Mmiche in Вторая статьярассматривающая позднеримское и византийское до IX в. Во второй части работы одного из крупнейших французских ученых Фестюжьера60 рассматриваются данные источников об антиохийских монастырях, их роли и влиянии на жизнь этого города. Крайне интересна работа Бенуа61, посвященная церковной жизни Каппадокии в IV в. Ее слабое место заключается в том, что она ограничивает круг своих источников письмами Василия Великого. Между тем, многие данные этих социально правовой статус трудно анализировать, не привлекая других произведений Василия Великого например, письмо 284 о налогах, которым подвергались монастыри, социально правовой статус понять, не привлекая данных Аскетики. Отдельно надо ' сказать о группе исследований, посвященных имущественному и правовому положению церкви в составе Восточной Римской империи. Это работы следующих авторов: Караянопулоса, Годмэ, Зельба, 59 Frazee С к Antioche paienne et chretienne. Libanius, Chrysostome et les moines de Syrie. U eglise de Cappadoce au IV-e siecle d' apres la correspondance de Basile de Cesaree 330-379. Работы Зельба и Караянопулоса отличает прекрасное знание как церковных, так и светских источников, но обе эти работы, посвящены практически только церковным проблемам, а не монашеским. О монашестве авторы упомянают только, чтобы констатировать, что юридическое положение монастырей было очень неопределенным, а о налоговой политике государства иммунитете по отношению к монастырям трудно говорить из-за полного отсутствия источников, что не совсем соответстует действительности. Годмэ посвящены нескольким вопросам: складыванию церковного права, соотношению его с римским и положению Церкви внутри римского государства. Следует отметить, социально правовой статус это основополагающие работы по данным вопросам. Социально правовой статус сожалению, собственно интересующим нас вопросам, связанным со статусом монашества в работах Годмэ посвящено немного места, что обуславливает сжатость изложения и некоторую тезисность. При этом он ориентируется в основном на латинские источники например, Иеронима историю Церкви западной половины империи. Das Finanzwesen des fruhbysantinischen Staates. L'eglise dans l'Empire Romain IV-V. La Formation du droit seculier et du droit de l'eglise au IV et V siecles. Les relations entre le pouvoir politique et les communautes chretiennes d'apres le code Theodosien. Les sources du droit de l'eglise en Occident du II-е au VII-е siecle. Что касается терминологии, то специальных исследований такого рода крайне мало. Обычно замечания по поводу употребления того или иного термина встречаются в общих работах по истории монашества и Церкви или в энциклопедиях. Некоторое исключение представляют три статьи, написанные социально правовой статус 50-70-е гг. Все рассмотренные нами в настоящей главе работы, как видим, либо сугубо описательны, либо посвящены таким частным проблемам истории монашества, которые почти не затрагивают разбираемые в диссертации проблемы. Таким образом, мы можем констатировать, что интересующая нас тема в литературе разрабатывалась недостаточно. The earliest use of monachos for "monk" Часть I Заключение диссертации по теме "Всеобщая история соответствующего периода ", Ванькова, Анна Борисовна В нашем исследовании м ы стремились проследить как повяление и развитие терминологии, определяющий институт монашеств, отражало развитие статуса монашества. Как было показано выше, термины монах и монашествующий вытеснили все прочие термины и, при этом, за термином "монах" в законодательстве закрепилось значение обозначения социальной группы. Произошло это приблизительно к сер V века. В это же время в римском законодательстве начинается определение частноправовых вопросов, возникающих в связи с уходом монаха в монастырь, и окончательно определяется статус монаха, как лица ближе находящегося к понятию " церковники", чем "миряне". Также социально правовой статус протяжении V века вырабатывается понимание ухода в монастырь "как гражданской смерти" монаха. В отношении женского монашества менее определенная, более архаичная терминология показывает, что в женской аскезе не произошел еще столь радикальный переход от собствено аскетического образа жизни в рамках христианской общины к исключительно монастырскому. Продолжали сосуществовать разные формы аскезы. Лишь грекоязычное законодательство Юстиниана, в котором появились термины "монастрия" и "аскитрия", именно применительно к киновиальному монахиням, можно считать тем рубежом, когда произошел окончательный переход к монашеским формам подвижничества у женщин. То же самое относится и к терминологии, описывающей объединения монахов. Одновременно с появлением в законах монастыря как субъекта права происходит сужение терминологической базы — в качестве наиболее употребительных остаются термины "монастирий" и "мони". Причем лишь первый термин используется в латиноязычном законодательстве. Употребление термина "аскитирий" в паре с термином "монастирий" при основной нагрузке именно на второй термин в социально правовой статус Новеллах можно рассматривать лишь как потребность в синонимах, поскольку сам термин к этому времени означал, в основном, общежительные монастыри. И не случайно, что при обозначении объединений монахов коллегиями систима используется именно термин монастырь. Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Ванькова, Анна Борисовна, 2001 год 1. Отшельничество или анахоретство; 2. ETSov Ы xal Iv PcifjiT tt. «ваше братство» или f erf аВеХфотщ « твое братство» АСО. Войтенко: "большие монастыри" Палладий чаще обозначает как цоуасгттрю. Выше мы показали, что термин iovaoTT pia также обозначает и киновии Пахомия. Например, A CO, 2. Были ли монастыри "корпорациями"? Социально правовой статус были проанализированы имеющиеся законы о монастыре римских императоров. Монастырь — есть совокупность монахов, живущая по своим 14. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Theodosiani libri XVI CTh. Codex repetitae praelectionis Berolini. Historia arianorum ad monachos. Epistula ad monachos 1! The Lausiac History социально правовой статус Palladius. II Textes and Studies. Historia monachorum in Aegypto. Edition critique du texte grec et traduction annotee. Dialogus de vita Iohannis Chrysostomi. L'histoire des moines de Syrie. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. К XVIII Международному конгрессу византинистов. Юридическое лицо, его роль в римском праве. Средневековый монастырь и его обитатели. История православного монашества на Социально правовой статус. Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия 330-889 гг. Извлечено и сочинений аббата Марена, кн. Социальная структура ранневизантийского общества. Церковные имущества 5-7 вв. Право и суд в Византии в IV-VI вв. Законодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви 313-565. О некоторых особенностях раннемонашеской идеологии и быта согласно "Лавсаику" Палладия и сочинениям Василия Великого. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. Блаженный Феодорит Кирский, архипастырь, монах, богослов. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Палестинское монашество в IV-VI вв. Представление о знатности в Византии IV первой пол. Saint Athanase Les Saints3rd ed. Kirche und Theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Die Rolle des orientalischen Mijnchtums in den Kirchenpolitischen Социально правовой статус Chalkedon 431-519. The demography of Roman Egypt. Ascetics and Социально правовой статус of Crist. The monasteries of Palestine 314631. Ricerche di diritto giustinianeo. The canons of the first four'general Counciles. The Roman Law of Slavery. History of the Later Roman Empire. Le monachisme syrien selon Theodoret de Cyr. The Desert a City. An introduction to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism under the Christian Empire. Personality in Roman private law. An introduction to East Roman civilization. Recherches sur latheorie de la mort civile des religieux. Kirchenvater, Ketzer und Konzilien. Sociological and moral studies in the field of Coptic monasticism. Antioche paienne социально правовой статус chretienne. Libanius, Chrysostome et les moines de Syrie. Les moines d' Orient. L'eglise de Cappadoce au IV-e siecle d'apres le correspondance de Basile de Cesare. El Patrimonio de la mujer casada социально правовой статус el derecho civil. Relaciones personales у patrimoniales entre esposos у conyuges en el derecho imperial tardido. Notas criticas II Atti dell' Academia Romanistica Constantiniana. Moines dans Г assemble des fideles а Г epoque des pnres IV-e-VIII-e sincles. L'eglise dans l'Empire Romain IV-V. La Formation du droit seculier et du droit de l'eglise au IV et V smcles. Les relations entre le pouvoir politique et les communautes chratiennes d'apres le code Theodosien. Les sources социально правовой статус droit de l'eglise en Occident du II-е au VII-е siHcle. Storia del Diritto Romano. Die Privatrechtliche Stellung der griechischen Munche in V und VI Jahrh. Histoire du texte des Ascetiques de saint Basile. Bibliotheque du Museon 32. Les moines en Occident, v. The earliest use ofMonachos for социально правовой статус Histoire des conciles oecumeniques, t. II: Ephese et Chalcedoine, Paris. The Bysantine Empire, v. Goverment, Church социально правовой статус Civilisation. Das Finanzwesen des frbhbysantinischen Staates. From Pachomius to Ignatius: A study of the Constitutional history of the Religious Orders. Das Konzil und die Konzile. Ein Beitrag zur Gechichte des Konzilslebens. Le tres ancien droit monastique de l'Occident. Социально правовой статус of Nole and Monasticism. Askese und Munchtum in der Antike und in der alten Kirche. L'office monastique a la fin du IV sincle: Antioch, Palestine, Cappadoce". ОС 47, 1963, PP. The later Roman Colonate and Freedom. Histoire du terme grec jusqu'au IV-e siecle. Die Motievierung der Ascese in der Alten Kirche und der Urspung des Mnnchtums. El monacato oriental en el Pratum Spirituale de Juan Mosco. La vie quotidienne des peres du desert en Egypt au IV siecle. Storia della corporazioni e del regime associativo romano. И fenomeno associativo nel mondo romano. Pachomius: the Making of community in 4-th Egypt. Les conciles oecumeniques dans Г histoire. Zur Soziologie des Bysantinischen Monchtums. Die Социально правовой статус der alten Kirche. Private religious foundations in the Byzantine Empire. History of ascetism in the Syrian Orient, v. Recht und Geselschaft in der Spatantike. Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций OCR. Социально правовой статус связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет. Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций. ООО "Научная электронная библиотека", г.

Похожие документы
Карта сайта
Все хорошо прекрасная маркиза стихи
Стихийный способ координации деятельности экономических агентов
Таблица производство распределение обмен потребление

Комментарии
  • В европейских странах появлялись новые технологии, особенно стремительно в данный период развивалась английская промышленность.